Техника живописи маслом - мои статьи - Статьи - Бухалев Сергей. Персональный сайт художника.
Приветствую Вас, Гость

Техника живописи маслом

                               

                                 

Художники пишут маслом либо "по сырому", т. е. пока краска не засохла, либо многослойно, с просушиванием каждого слоя.

В первом случае, "по сырому", хорошо писать этюды в помещении или на пленэре (на открытом воздухе), так как работа ведётся  быстро. Если работа выполнена за один сеанс, такую технику называют "a la prima" (от итал., "в один присест").

Во втором случае, многослойно, писать можно долго, постепенно доводя картину до совершенства. При многослойной живописи можно в полной мере использовать цвет грунта (имприматуру), подмалёвок, а также лессировки и полулессировки.

                                                                                       

"a la prima"

 

этюд выполнен за один сеанс

"Тает снег", картон, масло, автор: Бухалев С.В.

              

Начнём по порядку

Белый грунт подходит для большинства задач. Особенно хорошо его использовать для создания светлых, ярких работ (при условии, что в некоторых местах грунт будет просвечивать сквозь слои красок). 

Но, бывает, что удобнее использовать цветной грунт, например, серый (для работ в спокойной, прохладной гамме) или бледно-оранжевый (для работ в тёплой гамме). Тот же белый грунт можно затонировать в определённый цвет, и он окажет влияние на колорит картины. Т. е. имприматура - это цветная поверхность грунта, которая просвечивает через прозрачные и полупрозрачные красочные слои. 

Подмалёвок - это первый красочный слой, который пишется с целью найти основные цветовые или тональные отношения. Часто в качестве подмалёвка  используют гризайль (живопись тональными градациями одного цвета). При этом общий тон лучше делать несколько светлее оригинала, так как последующие лессировки будут затемнять изображение.

               

"светлым по тёмному"

гризайль: тёмно-серый холст был прописан белилами

"Натюрморт с трубкой", холст, масло, автор: Бухалев С.В.

           

Наиболее распространены два способа создания таких подмалёвков - гризайлей. Первый способ - "светлым по тёмному" - когда на сером холсте (среднего или тёмного тона) освещённые участки прописываются белилами.

Второй способ - "тёмным по светлому", в этом случае на белом или цветном холсте (светлого тона) тени прописываются тёмной краской, например, умброй натуральной.

          

"тёмным по светлому"

гризайль - подмалёвок: холст прописывается одной краской (в данном случае коричневой)

копия с картины Яна Вермеера "Молочница", холст, масло, автор: Бухалев С.В.

                                     

При создании подмалёвка используйте для разжижения масляной краски разбавитель №4 (пинен). Это необходимо для надёжного сцепления красочного слоя с грунтом холста. Если пинен отсутствует, можно использовать разбавитель №2. 

При создании следующих слоёв для разжижения краски используйте льняное масло, а лучше выбеленное подсолнечное. Оно имеет ряд преимуществ (не желтеет, более жидкое и подвижное). Такое масло легко приготовить: оставьте подсолнечное масло на подоконнике в прозрачном сосуде на полтора-два года и, под действием солнечных лучей, оно станет прозрачно-белым. Во время сеанса допустимо добавлять в масло пинен и (или) лак (лак для живописи: даммарный, пихтовый).

Лессировки - это прозрачные красочные слои, их можно писать как одной краской, так и смесью красок. Лессировки хорошо использовать для изображения теней и ближнего плана. Белила  не используются.

Полулессировки - это полупрозрачные слои красок, а значит, в смеси можно добавлять белила. Полулессировки лучше использовать для изображения освещённых участков и дальнего плана. Особенно хорошо изображать таким способом "мутные среды" (небо, облака, туман и т. п.). 

               

"лессировки и полулессировки"

гризайль - подмалёвок закончен и просох: начинается работа над цветом (пропись разными красками)

копия с картины Яна Вермеера "Диана со спутницами", холст, масло, автор: Бухалев С.В.

        

Касательно густоты (пастозности) масляной краски, есть хороший совет: тени писать более прозрачно, не использовать белил (по возможности). И, наоборот, освещённые участки рекомендуется писать более пастозно и густо (непрозрачно), можно активно использовать белила.

Ещё следует учитывать степень прозрачности каждой конкретной краски. К наиболее прозрачным относятся такие краски, как: ультрамарины, краплаки, умбры, марсы прозрачные, изумрудная зелёная, волконскоит. К менее прозрачным относятся все остальные краски: охры, кобальты, хромы, кадмии, марс коричневый, сиена натуральная, английская красная, белила и другие.

Также не стоит забывать о достоинствах и недостатках, как лессировочной, так и корпусной (непрозрачной) живописи. Лессировками можно добиться светящегося изнутри, глубокого цвета. Однако, картина, исполненная ими, должна быть хорошо освещена, иначе она будет выглядеть затемнённой, так как лессировки поглощают свет.

Корпусная живопись хорошо отражает свет, поэтому выглядит светлее и воздушней, но в ней непросто добиться такой же звучности красок, как в лессировках.

Пожалуй, лучший вариант - это сочетание лессировок, полулессировок и корпусного письма.

                           

 Успехов Вам в освоении живописи маслом!  Бухалев С. В.

                               

                                  

категория: мои статьи | добавил: Varlam (30.09.2019) | автор: Бухалев С. В.
просмотров: 224